Водянка яичек (гидроцеле)

Водянка яичка у мужчин (гидроцеле) код по МКБ N43.0 — это скопление жидкости в полости вокруг яичка. Клинически заболевание проявляется увеличением размеров соответствующей половины мошонки.

Гидроцеле яичка — обычно односторонний процесс, двусторонняя локализация редка и может быть проявлением серьезных заболеваний. Факторами, предрасполагающими к возникновению водянки, являются: воспаление яичка или придатка (орхит, эпидидимит), травма мошонки, перенесенная операция по поводу варикоцеле. Чаще жидкость накапливается постепенно и медленно, не приводя к болевым ощущениям.

Диагностика водянки яичек и лечение гидроцеле

не представляет сложностей и основывается на осмотре и пальпации мошонки. Для подтверждения диагноза (и исключения тех же опухолей) обязательно выполняется УЗИ мошонки.

Водянка яичка как лечить

Лечение водянки яичка. В некоторых случаях, если водянка возникла после перенесенного воспаления или травмы (так называемая реактивная водянка), возможно консервативное лечение, направленное на рассасывание накопившейся жидкости. С этой целью назначаются противовоспалительные препараты, а также физиотерапия (лазер, магнит, прогревание и т.д.).
Однако, в подавляющем большинстве случаев, обратного развития водянки не происходит. Единственным способом устранить водянку (или гидроцеле) является хирургическое вмешательство.

Гидроцеле яичка операция

Операция водянка яичка заключается во вскрытии водяночной полости и иссечении ее стенок (с тем, чтобы исключить возможность рецидива).

Операция, как правило, выполняется амбулаторно, то есть без госпитализации. Вид анестезии (местная или общая) зависит от предпочтений пациента. После операции рекомендуется ношение тесных плавок (или суспензория — специальной повязки, прижимающей мошонку к промежности) и ограничение подъема тяжестей.

После операции по поводу водянки (гидроцеле) иногда возможно длительное, до 2 месяцев, сохранение послеоперационного отека мягких тканей мошонки.

Три вида операции при гидроцеле

Операция Винкельмана. Выполняется послойное рассечение тканей соответствующей половины мошонки до влагалищной оболочки яичка. Оболочка выделяется из окружающих тканей и вскрывается. Производится тщательный осмотр яичка, придатка и внутренней поверхности оболочки. После этого влагалищная оболочка выворачивается наизнанку и ушивается за придатком яичка. Этот маневр предотвращает повторное формирование водяночного мешка. Выполняется тщательный гемостаз. Производится послойное ушивание раны. При необходимости устанавливается тонкий дренаж, обеспечивающий отток сукровицы и раневого отделяемого из оперированной половины мошонки. Накладывается повязка. Мошонка фиксируется в поджатом к промежности состоянии с помощью суспензория.

В послеоперационном периоде после операции Винкельмана выполняются ежедневные перевязки, обработка раны растворами антисептиков. Дренаж удаляется, как правило, на первые-вторые сутки.

Швы снимаются на 8-10 сутки после операции. В течение 10-15 дней рекомендуется половое воздержание, ограничение физической нагрузки.

Осложнениями операции Винкельмана являются кровотечение, нагноение раны и рецидив водянки (гидроцеле). Кровотечение может быть обусловлено обилием кровеносных сосудов как в яичке, так и в его оболочках. Для предотвращения кровотечения я использую радиохирургический инструментарий, что позволяет выполнить операцию практически бескровно, а также, что очень важно, предотвращает образование гематомы в послеоперационном периоде.

Основным методом профилактики послеоперационных воспалительных осложнений является тщательное соблюдение асептики (стерильности). В нашей клинике это достигается применением плазменной стерилизации, являющейся эталоном обработки хирургических инструментов в настоящее время.

Рецидивы при правильно выполненной операции Винкельмана практически исключены, так как в ходе этой операции устраняется полость, в которой может скапливаться жидкость. Операция Винкельмана идеальна при небольших или средних по объему водянках, при отсутствии выраженного утолщения и уплотнения оболочек яичка.

Операция Бергмана. Основные этапы операции аналогичны вышеописанному вмешательству. Важным отличием операции Бергмана является то, что оболочки яичка не выворачиваются, как при операции Винкельмана, а максимально иссекаются и удаляются. Это сводит к нулю вероятность повторного образования водянки (рецидива).

Операция Бергмана требует более тщательного выделения оболочек яичка, по сравнению с операцией Винкельмана, поэтому она несколько дольше. Послеоперационный период в обоих случаях протекает аналогично. Осложнения при правильно выполненной операции Бергмана встречаются крайне редко. Операция Бергмана является стандартом при крупных водянках, с утолщенными плотными стенками.

Операция Лорда является самой малоинвазивной методикой оперативного вмешательства при гидроцеле. Разрез при операции Лорда, как правило, меньше, чем при операциях Винкельмана и Бергмана. Не требуется тщательного выделения оболочек яичка, следовательно, меньше травматизация мягких тканей мошонки. После вскрытия влагалищной оболочки и эвакуации водяночной жидкости производится гофрирование стенок кисты с помощью специальных швов. Оболочки при этом не выворачиваются и не иссекаются. Послеоперационный период после операции Лорда протекает, обычно, легче, чем после операции Бергмана и Винкельмана.

Швы снимаются также на 8-10 сутки. Осложнения и рецидивы встречаются редко. Операция Лорда показана при небольших по объему водянках с тонкими стенками.

Пункция водянки яичка в настоящее время применяется редко из-за высокого процента рецидивов, а также существенного риска осложнений (образования гематомы, нагноения, повреждения яичка).

Пункция гидроцеле осуществляется с помощью тонкой иглы, под местной анестезией. Для минимизации риска повреждения яичка пункцию лучше осуществлять под ультразвуковым контролем. Через прокол полость гидроцеле опорожняется и игла удаляется. Существует методика склерозирования полости, однако, результаты этого вмешательства противоречивы.

В каких случаях нужна операция при гидроцеле?

Операция при гидроцеле — сложный, но необходимый этап лечения. Она нужна:

• При значительном объеме водянки, вызывающем неудобства и косметический дискомфорт
  • При болевом синдроме
  • При бесплодии или патологических изменениях в спермограмме
  • При быстром увеличении объема водянки

Обращаясь ко мне с такой проблемой, как водянка яичка, Вы можете быть уверены, что получите самое эффективное и безопасное лечение с применением современных технологий.

Цены на операцию при водянке яичка

Консультация врача-уролога, к.м.н.3500 руб.

УЗИ органов мошонки — 3000 руб.

Операция при водянке яичка — 25000 руб.

Вячеслав

Добрый день. Мне сделали операцию 24 часа назад, поставили дренаж трубку. Яйцо увеличилось в раза это нормально после операции до этого оно было меньше порядком. И как долго будет идти сукровица?

Заочно я не могу, к сожалению, оценить, нормально или нет протекает у вас послеоперационный период. Но отёк после операции по поводу водянки яичек — это частое явление, он может сохраняться до 2-3 месяцев